Взаимодействие школы с родителями: мастер-класс в школе №10
В соответствии с планом работы отдела образования администрации Гайского городского округа, в рамках совещания с заместителями руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, в текущем учебном году, 30 ноября, в МАОУ «СОШ №10» состоялся мастер-класс по теме «Практика взаимодействия школы с родительской общественностью по воспитанию детей и подростков, формированию у них традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей». Как писал советский педагог, писатель Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.
Практика привлечения родителей в воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса В МАОУ «СОШ №10» традицией стало проведение ежегодного Дня открытых дверей, когда родители являются непосредственно участниками открытых мероприятий, классных часов, диспутов, круглых столов, праздников. Данный опыт работы был представлен другим школам, представители которых присутствовали на мастер-классе: заместителям директоров, классным руководителям, педагогам-организаторам школ Гайского городского округа.
Программа мастер-класса включала в себя открытые мероприятия классных коллективов совместно с родителями. Формы проведения открытых мероприятий была разнообразна. К примеру, в 6в классе, классным руководителем Яранской Валентиной Васильевной в библиотеке был организован интеллектуальный марафон совместно с родителями «Читаем вместе», который ведется в рамках регионального проекта «Читаем вместе». Целью мероприятия стало содействие воспитанию любви к чтению у школьников, приобщению их к семейному чтению. Классный руководитель на мероприятии способствовал сплочению родительского коллектива и коллектива детей, формированию доверительных отношений между родителями и учителем, показал родителям приемы и методы приобщения к чтению. Игра проходила между командами родителей и обучающихся. Включала веселую викторину с шуточными ответами, задания «Угадай сказку», музыкальный конкурс, где по трем словам нужно угадать колыбельную, конкурс пословиц, математические задачки из книг Николая Носова, конкурс на выразительное чтение отрывка из книги Носова «Витя Малеев в школе и дома».
А на празднике национальностей «В краю едины» в 6а классе (классный руководитель Аманжулова Жанаргуль Рахманбердьевна), ребята представили традиции, обычаи, национальную кухню разных народов: башкиров, украинцев, казахов, русских. Именно эти народы объединяет дружный 6а класс. Конечно же, на мероприятии присутствовали родители, которые были как организаторами, так и участниками праздника. Закончилось мероприятие чаепитием с угощением по рецептам национальной кухни.
В 9а и 9б классе (классные руководители: Серикова Светлана Сергеевна и Курганская Лариса Николаевна) состоялась правовая игра «Экзамен гражданина 21 века». Соревновались команда учеников и команда родителей. Во время игры участники показывали знания в области нормативных документов Российского законодательства. Победила команда обучающихся.
В 5в классе (классный руководитель - Ильбактина Гульнара Вильевна) прошел открытый час общения по теме «Моя родословная». На мероприятии ребятами и их родителями были презентованы результаты проектной деятельности: генеалогическое древо нескольких семей. Особую роль в исследовательской части проекта отвели родственникам – участникам Великой Отечественной войны, семейным реликвиям времен войны (медали, ордена, фотографии). В подготовке к мероприятию подключены родители. Самое главное, что и дети, и родители увлечены этой деятельностью.
А в 8а классе классным руководителем Черновой Ольгой Александровной совместно с ребятами была выбрана форма проведения – диспут. Ребята затронули вопрос: «Подростки и родители. О чем спорят?». Родители откликнулись на предложения и в процессе мероприятия были рассмотрены и обсуждены различные вопросы взаимоотношения подростков и родителей. Структура мероприятия включала в себя: вступительное слово, проблемную ситуацию «На приеме у психолога», интерактивную беседу, ролевую игру «Если бы психологом был я...», сценку (мамы и дочери, с комментарием учителя). Ключевое значение в диспуте сыграл психолог школы Максименко Зинаида Юрьевна. Она озвучила как родителям, так и ребятам способы выхода из конфликта.
В старших классах состоялся круглый стол «Профессии, которые мы выбираем» (классные руководители: Ильина Ю.А., Акназарова Г.З.). На мероприятии ребята совместно с родителями обсуждали вопросы получения профессии, рассматривали основные проблемы и перспективы выбора своего профессионального пути. Родители, присутствовавшие на мероприятии, рассказали о своей профессии, трудностях и достижениях в своей профессиональной деятельности. Многие ребята представили план своего профессионального пути. Видеоролики, презентации, коллажи – все это было представлено обучающимися 10-11 класса.
Открытые мероприятия проходили в преддверии Дня матери. Именно поэтому в 8б и 7в классе состоялся классный час, посвященный самому дорогому человеку на свете – маме. «Мама – ближе человека нет», - так назывался классный час в 8б классе (классный руководитель Руденок Елена Николаевна), а в 7в классе ребята посвятили свой праздник «Той, которая дарует нам жизнь». Ребята посвящали своим мама стихи, песни, рисунки, видеоролики, презентации и просто крепкие объятия. В открытых мероприятиях приняла участие и начальная школа. Во 2в классе (классный руководитель – Макарова Марина Александровна) прошел праздник совместно с родителями «Осенний калейдоскоп». А во 2б классе (классный руководитель – Гагаева Татьяна Владимировна), родители и дети устроили праздник под названием «Чистота – залог здоровья», который был направлен на формирование здорового образа жизни.
В завершении открытых мероприятий в корпусе №1 состоялся грандиозный фестиваль народов Оренбуржья «Шире круг». Праздник приурочен к Международному Дню народного единства (4 ноября) и Дню толерантности (16 ноября) и стал ежегодной традицией, когда в кругу друзей собираются ребята и их родители разных национальностей. Данное мероприятие направлено на формирование у детей интереса к жизни людей других национальностей, проживающих в Оренбургском крае, к их культуре, обычаям, национальному искусству; воспитание гражданства и патриотизма. Главными героями праздника стали ученики и их родители. Оренбуржье - большой и многонациональный край, где в мире и согласии проживают разные народы: русские, татары, башкиры, немцы, чуваши и мордва, белорусы и украинцы, казахи и другие народности. На территории области проживают более восьмидесяти представителей разных народов. А в нашей школе учатся дети двадцати восьми разных национальностей. Фестиваль пригласил всех гостей праздника совершить интересное путешествие в прекрасный мир традиций народов, которые живут в Оренбужье и учатся вместе в нашей школе. Уникальность и неповторимость истории, традиций и культуры украинского народа представил 4б класс. Родители обучающихся поприветствовали гостей на украинском языке, пожелали доброго здоровья и благополучия. А ребята исполнили национальный танец и песню на украинском языке. Ученики 3г класса представили национальный костюм, традиционную кухню народов Казахстана. Дружелюбный, трудолюбивый и гостеприимный народ белорусов представили ученики 5а класса. Ребята исполнили красивую мелодичную песню на белорусском языке. Башкирский народ представили ученик 3б класса, исполнив зажигательный национальный танец. На весь мир славятся представители этого народа гостеприимством, любовью к веселью, и, конечно, к песням. А знаете ли вы народ такой Древний и вечно молодой, где, коль праздник - от души ликуют, Где работа - гору дай любую у которого сто тысяч слов, у которого сто тысяч песен, у них парни бравые танцуют, а девицы песни поют. Этот народ может гордиться тем, что писатели Муса Джалиль и Габдула Токай являются гордостью народа. И этот народ - татары. Ученики 4в класса рассказали о национальных блюдах этого народа, исполнили песню на татарском языке и познакомили с обычаями татарского народа. Заключительным аккордом праздника стало выступление 4а класса. Они представили самобытность и уникальность русского народа. Многонациональность – это радужность, музыкальность, чувственность. Наши земляки – люди разных профессий, но всех нас объединяет любовь к родному Оренбуржью. И никто не помешает нам петь общие песни, водить общие хороводы, отмечать общие праздники. И этот праздник - тому доказательство!
Заключительным этапом мастер-класса стало проведение круглого стола, где педагогами школы были представлены традиционные и инновационные формы взаимодействия школы с родительской общественностью. Заместителем директора Девяткиной Ю.А. была представлена система работы по программе «Семья», которая определяет Модель взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи, выстраивания отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности.
О привлечении родителей к процессу воспитания средствами детско-родительского клуба «Вместе» рассказала Бурматина Вера Васильевна, классный руководитель 3б класса. В детско-родительском клубе «Вместе», который действует и в настоящее время все подчинено общению, все члены – союзники равные и самостоятельные. Деятельность в клубе подразумевает: учет запросов детей и родителей, отсутствие жесткой регламентации, вариативность и гибкость содержания и проведения занятий. Детско-родительский клуб - место, где всегда есть возможность членам клуба развивать свои коммуникативные способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества. Работа клуба актуальна и востребована в настоящее время, так как направлена на укрепление внутренних детско-родительских отношений. Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать нравственные и духовные ценности (в том числе семейного очага и личной свободы), способствует оптимизации семейных отношений. Взаимодействие старшего и младшего поколений является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии подросткового возраста, помогает наладить или улучшить контакт и с родителями, и с другими членами семьи, а также с одноклассниками и их семьями. О роли родительской общественности в реализации внеурочной деятельности «Мир моих интересов» рассказала Митина Людмила Николаевна, классный руководитель 3а класса. Данная программа реализуется с первого класса. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС, отображает все одиннадцать направлений воспитательной компоненты. И, конечно же, главными помощниками в реализации данной программы являются родители обучающихся. В программе круглого стола представили опыт работы взаимодействия школы с родительской общественностью социальный педагог и психолог школы. Исембулова Ляйзат Кеншиликовна раскрыла особенности работы школьного Совета профилактики, службы школьной медиации, службы школьного «Родительского патруля». Новой формой взаимодействия с родителями стало внедрение в воспитательный процесс курс внеурочной деятельности «Социальный театр». Данная технология помогает учащимся пережить сложные моменты в жизни, конфликтные ситуации, найти правильный выход. Позволяет сделать переоценку ценностей, прожить разные роли, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем. В данной технологии идет работа с родительской общественностью: родители, приглаенные на классные часы, высказывают свою точку зрения, дают советы по разрешению трудной жизненной ситуации и, при желании, могут «обыграть» выход из той или иной проблемы. Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Работа в МАОУ «СОШ №10» школе строиться не от праздника к празднику, а имеет своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Следует отметить, что данная работа ведётся в каждом образовательном учреждении. Но, порой, эта работа бывает, не видна. Перед школой еще стоит множество нерешенных задач. Но с уверенностью можно сказать, что педагогический коллектив и родители идут в правильном направлении. Самые успешные стороны были представлены на мастер-классе. Свою главную задачу мастер-класс выполнил: презентация передового опыта по работе с семьей и обмен мнениями между специалистами, осущестляющими воспитательную работу в образовательных организациях Гайского городского округа, состоялись. В качестве методических материало для использования в работе образовательных организаций по итогам мастер-класса создан Методический вестник: https://drive.google.com/file/d/1zQN9mmKZdYs4TeZqp84bPB-mMRLtRtZa/view
Девяткина Ю.А., заместитель директора МАОУ «СОШ №10»
[ Регистрация | Вход ]