Консультация для родителей «Домашняя игротека»
Подготовил: Харьковская С.Н.
учитель-логопед высшей кв. категории
Предлагаемые игры не требуют подготовки. Они просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми. Играя с ребенком, вы развиваете у него внимание, знакомите с грамматическим строем речи, расширяете его активный словарь, развиваете мелкую моторику рук.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«Помогаю маме»
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные пальчики»
Дайте ребёнку счётные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
«Мастерская золушки»
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без вашей помощи). Можно предложить ребёнку клубочки ниток для перематывания, верёвочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков.
«Переложи игрушки»
Положите в банку мелкие игрушки. Предложите ребёнку, держа банку левой рукой, правой вынимать из банки по одной игрушке. Затем, держа банку правой рукой, складывать игрушки по одной левой рукой.
«По кочкам через болото»
Рассыпьте на столе мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1-й, 3-й, 5-й пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.
ИГРЫ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И прочее.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово «кладёт» вам в ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Игра с мячом «Из чего сделано?»
Предварительно объясните ребёнку, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т.д. Затем, бросая мяч ребёнку, вы говорите: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая вам мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха…меховые
Тазик из пластмассы…пластмассовый
Банка из стекла…стеклянная
Игра с мячом «Лови да бросай – цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Бросая ребёнку мяч, называете прилагательное, обозначающее цвет. А ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
вы: | ребёнок: |
красный | мак, огонь, флаг |
оранжевый | апельсин, морковь |
синий | колокольчик, море |
фиолетовый | сирень, слива |
«Что за чем?»
Что за чем у нас идёт каждый год и круглый год?
Зима. А что за нею? – Весна. А что за нею?
Сколько месяцев в году?
Назови летние месяцы.
Назови первый месяц осени.
Назови последний месяц осени.
Назови все осенние месяцы по порядку.
«Наоборот»
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Поиграйте с ребёнком в эту увлекательную и полезную для обогащения словаря игру.
Например: «кислый», а наоборот «сладкий»
вы: | ребёнок: |
злой | добрый |
день | ночь |
вперёд | назад |
ссора | мир |
шершавый | гладкий и т.п. |
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Приготовим сок»
Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шишка, ручей, лист, ветка…) ребёнок образовывает слово и бросает мяч обратно (шишечка, ручеёк, листик, веточка и т. д.)
ПО ДОРОГЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА (В ДЕТСКИЙ САД)
«Я заметил»
Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – синий. Я заметил кошку – она пушистая.
Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда из надеваешь, то всё становится красным зелёным, синим и т.п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос и пр.
«Доскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет.
Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц…(прыгает, бегает). У коровы телёнок, а у лошади…(жеребёнок) и т.п.
«Цепочка слов»
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Каким бывает день»
Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.
«Рифмы»
Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка – ложка - картошка, зайка - майка и т.д.
«Он, она, оно»
Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.
«Кто или что?»
Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.
«Что делает зайка?»
Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и т д.
[ Регистрация | Вход ]