Совет отдела образования
Анализ мониторинга готовности и введения ФГОС ДО в ДОУ города Гая.
Участие в проведенном ФГАУ «ФИРО» Федеральный институт развития образования в феврале 2014 года мониторинге готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарта) приняли все дошкольные образовательных организаций г.Гая, что обеспечило возможность использования для оценки готовности организаций анкеты, отвечающие минимальным требованиям полноты и достоверности. Для обеспечения целей проводимого мониторинга, в том числе дальнейшего принятия управленческих решений по введению Стандарта анализ проводился, в разрезе каждого учреждения. Интегрированная оценка для целей его введения оказывается не столь важной, как оценка отдельных особенностей организаций. На этом основании изучение отдельных аспектов готовности образовательных организаций к введению Стандарта являлось основной задачей проведенного анализа:
Программное обеспечение по отдельным областям развития детей. В соответствии со Стандартом выделяются 5 основных областей развития воспитанников образовательных организаций. Таким образом, одним из направлений его введения в организации является обеспечение деятельности организации по всем 5 областям. При этом, основным показателем проводимой работы является наличие парциальных программ, обеспечивающих развитие детей в конкретных областях. Ни в одной образовательной организации не используются программы по развитию детей для всех 5 областей. Наиболее распространены парциальные программы, направленные на художественно-эстетическое развитие детей , познавательное развитие, социально-комуникативное развитие.
Формы работы с родителями. Реализация Стандарта предполагает, в том числе, необходимость эффективного взаимодействия образовательной организации не только с ее воспитанниками, но также и с их семьями (родителями, законными представителями). С целью оценки готовности организаций к соответствующему взаимодействию были проанализированы сведения, характеризующие используемые на 1 января 2014 года формы работы с родителями. Абсолютное большинство образовательных организаций использует в своей деятельности от 13 до 25 различных форм взаимодействия с родителями. В целом, практически в о всех образовательных организациях есть тот или иной опыт инновационной деятельности.
Субъективное восприятие сложности идей Стандарта. Важным показателем готовности к введению Стандарта на уровне образовательной организации является восприятие ее коллективом сложности предстоящих работ по реализации отдельных инновационных его идей. Таким образом, субъективная оценка сложности отдельных идей при проведении анализа использовалась для оценки готовности коллективов организаций к переходу на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии со Стандартом. Проведенный анализ показывает, что внедрение ни одной идеи Стандарта в практику не рассматривается в качестве сложной или очень сложной задачи образовательных организаций. То есть более 80% готовы были к решению сопутствующих внедрению Стандарта задач без значительных затруднений.
Самостоятельная оценка стартовых условий для введения стандарта. Важной составляющей в оценке готовности образовательных организаций к введению Стандарта является проведение коллективами организаций самооценки имеющихся условий. Получаемая таким образом оценка, с одной стороны, основывается на субъективном восприятии, что может привести к ее смещению, с другой стороны, характеризует дополнительно и психологическую готовность коллективов организаций к введению Стандарта. Основным критерием оценки является соответствие представленных условий требованиям Стандарта. В результате были получены оценки, выраженные в баллах, для отдельных условий, созданных в образовательных организациях. Наиболее подготовленными к введению Стандарта образовательные организации считали себя в части выполнения кадровых требований Стандарта. Практически все организации отмечают свое несоответствие требованиям Стандарта в части соблюдения финансовых условий. При этом ответственность за выполнение требований к финансовым условиям в большей степени лежит на учредителях организаций, а также на органах государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Также образовательные организации испытывают определенные трудности и с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, средняя оценка соответствующих условий составляет . Существующие требования Стандарта к предметно-пространственной среде могут быть формализованы через требования к площади игровых комнат, приходящиеся на одного воспитанника, наличие специальных помещений и зон при организации пространства в группе. Проведенный мониторинг показал переуплотнение ДОУ, следовательно качественная реализация программ в соответствии со Стандартом в них невозможна. Требования к кадровым условиям Стандарта в первую очередь определяют задачу организаций по обеспечению образовательного процесса соответствующими работниками. Несмотря на самостоятельную оценку кадровых условий образовательными организациями, которая оказалась довольно высокой, важную составляющую анализа готовности организаций к введению ФГОС имеет внешняя оценка укомплектованности персоналом, прежде всего педагогическим. Методическое обеспечение реализации программ, осуществляемое старшими воспитателями и методистами, доступно у нас в городе на 100%
Еще сложнее ситуация с поддержкой реализации программы со стороны педагогов-психологов. На практике, необходимые специалисты имеются не во всех образовательных организациях. Наиболее распространенная должность, помимо воспитателей, в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, - музыкальные руководители, которые есть во всех учреждениях. По сути, во многих учреждениях это единственные специализированные педагогические работники. Прочие должности, в том числе социальные педагоги, педагоги дополнительного образования в дошкольных образовательных организаций нет вообще. Таким образом, можно говорить о существенном недостатке укомплектованности организаций педагогическими работниками не только в количественном отношении, но и в части выполнения ими отдельных функций, необходимых для качественной реализации программ в соответствии со Стандартом. Дополнительным вопросом, являющимся в то же время прямым требованием Стандарта, является привлечение к реализации программ в комбинированных и компенсирующих группах педагогов, обладающих необходимой квалификацией – логопедов и дефектологов. У нас в городе эта часть укомплектована на 100%. Наряду с количественной укомплектованностью образовательного процесса педагогическим персоналом требования к кадровым условиям Стандарта распространяются и на компетентность и квалификацию работников, участвующих в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. По оценкам самих образовательных организаций лишь 70% из них имеют в своем коллективе 80% и более педагогических работников, полностью обладающих требуемыми компетенциями. Наряду с компетенциями педагогических работников важным показателем готовности организаций к введению Стандарта является образование педагогов. Мониторинг показал, что все ДОУ города к введению стандарта были готовы. Не просто разработан план по введению Стандарта, а также разработаны проекты непосредственных изменений, направленных на перевод организации на реализацию программ в соответствии с требованиями Стандарта. Присутствие актуальных проблем, препятствующих началу освоения Стандарта: нехватка помещений для оборудования и осуществления познавательной, исследовательской, игровой активности детей; нехватка помещений для обеспечения двигательной активности ребенка и т.д; необходимость серьезной перестройки внутренних помещений здания детского сада для размещения зон активности и отдыха ребенка; большое количество воспитанников в группах; большое количество детей мигрантов, имеющих сложности языковой и социальной адаптации; неподготовленность педагогических кадров; недостаток материалов и оборудования для реализации Стандарта. Наиболее актуальной проблемой, препятствующей введению Стандарта образовательные организации считают недостаток материалов и оборудования для реализации Стандарта. Необходимо отметить, что в целом образовательными организациями актуальность проблем ощущается довольно точно, что можно использовать при разработке управленческих решений, направленных на обеспечение введения Стандарта, на любом уровне. Прогноз. Участникам мониторинга помимо предоставления сведений о своей образовательной организации было предложено оценить перспективы введения Стандарта в Российской Федерации в целом. Как видно 20,75% участников мониторинга пессимистично настроены относительно перспектив введения Стандарта. При этом 5,60% считают, что стандарт не будет введен, несмотря на высокую готовность организаций, в то время как 15,15% считают, что причиной «неудачи» станет именно низкая готовность образовательных организаций. В то же время 54,36% участников мониторинга, отмечающих низкую готовность организаций, ожидают, что Стандарт, несмотря на это обстоятельство, будет в результате успешно введен. В целом, о низкой готовности организаций к введению Стандарта, таким образом «говорят» 59,96% образовательных организаций. Рекомендации: Введение Стандарта в каждом ДОУ должно осуществляться с учетом отдельных проблем образовательных организаций присущих только этой организации.
Анализ последнего мониторинга введения ФГОС ДО показал: Кадровые условия практически не изменились, обучение по ФГОС ДО материально-технические условиям не изменились, развивающая предметно-пространственная среда та же , информационная среда незначительно улучшились( интерактивная доска, ЭМУ-сканер, принтер, ноутбук), психолого-педагогические условия не изменились, ООП соответствует требованиям
МБДОУ №15:
Кадровые условия не изменились: обеспеченность 100%; в 2014г.обучение по ФГОС 8 чел.-32%; в8чел-32%; 9 чел не обучены -36%
Требования к материально-техническим условиям не изменились
Требования к развивающей предметно-пространственной среды –вариативная, полифункциональная, трансформированная, информационно-насыщенная, доступная, безопасная.
Требования к информационной среде незначительно улучшились( интерактивная доска, ЭМУ-сканер, принтер, ноутбук)
Психолого-педагогические условия не изменились
Требование к структуре ООП соответствует
МАДОУ №17
- Кадровые условия изменились, незначительно улучшились: обеспеченность 92%; в 2014г.обучение по ФГОС 3 чел.-12%; в8чел-33%; 12 чел не обучены -45%
Требования к материально-техническим условиям не значительно улучшились (мебель в гр., игрушки)
Требования к развивающей предметно-пространственной среды – вариативная, полифункциональная, трансформированная, информационно-насыщенная, доступная, безопасная.
Требования к информационной среде незначительно улучшились( проектор и экран, цветной принтер,)
Психолого-педагогические условия не изменились ( разработана программа психолого-педагогического сопровождения ООП ДО)
Требование к структуре ООП соответствует
МАДОУ №19
- Кадровые условия не изменились: обеспеченность 95 %; в 2014г.обучение по ФГОС 8 чел.-31%; в14чел-54%; 12 чел не обучены -46%
Требования к материально-техническим условиям не значительно улучшились ( спец. одежда педагогам, посуда, методическое пособие-литература)
Требования к развивающей предметно-пространственной среды – вариативная, полифункциональная, трансформированная, информационно-насыщенная, доступная, безопасная.
Требования к информационной среде незначительно улучшились( диски с программами, контроль в ДОУ, программа по питанию)
Психолого-педагогические условия изменились ( информационная открытость…)
Требование к структуре ООП соответствует
Главный специалист по дошкольному образованию Кадырбаева Н.Б.
Доклад. Ильченкова С.Н.
Деятельность пилотной площадки города направлена на введение в пилотном режиме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в 2014-2015 учебном году.
Муниципальной пилотной площадкой в городе Гай является дошкольные образовательные учреждения, признанные в установленном порядке в качестве базы для деятельности по реализации ФГОС ДО.
Ведущими целями создания пилотной площадки являются:
- разработки педагогическими коллективами ДОУ и родительской общественностью основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- формирование и распространение опыта введения и реализации ФГОС ДО;
- отработки различных моделей организации образовательного процесса в ДОУ г.Гая;
- трансляции опыта работы по разработке и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО через систему повышения квалификации педагогов дошкольного образования и МО города Гая.
- оказание методической и консультативной помощи остальным дошкольным учреждениям, приступающим к введению ФГОС ДО в штатном режиме.
Научно-методическое руководство деятельностью пилотной площадки и координацию её деятельности осуществляют специалисты МБУ «МЦОО» Руководство и контроль введения ФГОС ДО в системе дошкольного образования г.Гая, в том числе на базе МПП, осуществляет отдел образования и МБУ «МЦОО».
Статус пилотной площадки присваивается Учреждению приказом Учредителя, которое является опорно-методической площадкой и имеет опыт реализации инновационных направлений развития деятельности дошкольного образования.
Требования, предъявляемые к Учреждению, получившему статус пилотной площадки по введению ФГОС ДО:
- наличие профессиональной административно-управленческой команды;
- высокий уровень продуктивности методического объединения педагогов (обобщение и презентация педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях; достижения педагогов и детей, отмеченные во внешних экспертизах);
- высокий профессиональный уровень педагогов; более 50% педагогов имеют первую квалификационную категорию);
- наличие преемственности в развитии детей при переходе от дошкольного к начальному образованию (сохраняются и наращиваются достижения детей в развитии и образовании);
- наличие продуктивного опыта экспериментальной, инновационной деятельности;
- наличие системы дополнительного образования детей (студии, кружки, мастерские, клубы и т.п. в учреждении и/или договор о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей);
- наличие материально-технических условий (обеспечение выполнение норм безопасности; доступ к сети Интернет, наличие оборудования для проведения экспериментов, наблюдений и т.п.);
- наличие информационно-образовательной среды (технические средства, современное технологическое и программное обеспечение, взаимодействие участников образовательного процесса с применением ИКТ).
Статус пилотной площадки дает возможность вносить изменения (при соблюдении действующего законодательства) в содержание, педагогичес¬кие технологии, образовательную структуру и организационную систему управления Учреждением.
Деятельность МПП организуется в соответствии с Планом, утвержденным приказом отделом образования:
МБУ «МЦОО» совместно с МПП
- определяют План деятельности пилотной площадки;
- информируют педагогическую общественность о результатах работы пилотной площадки.
Руководство и контроль деятельности МПП осуществляет руководитель ДОУ.
Основными направлениями деятельности пилотной площадки являются:
- Создание нормативно-правовых условий;
- Создание кадровых условий;
- Создание финансово-экономических условий;
- Создание информационно-методических условий;
- Создание материально-технических условий.
Результаты деятельности пилотной площадки рассматриваются на заседании Координационного Совета не реже одного раза в полугодие.
Решение о прекращении действия пилотной площадки принимается Учредителем и оформляется соответствующим приказом.
Признание положительных результатов деятельности пилотной площадки становится основанием для распространения опыта Учреждения по введению и реализации ФГОС ДО, для оказания методической и консультативной помощи образовательным учреждениям, приступающим к введению ФГОС ДО в обязательном режиме. Распространению подлежат продукты деятельности пилотной площадки, прошедшие экспертизу в МЦОО.
Пилотная площадка может участвовать в научно-практических конференциях по проблемам введения ФГОС ДО на муниципальном и региональном уровнях; разрабатывать и издавать методические материалы по введению ФГОС ДО.
Пилотная площадка обязана два раза в год предоставлять аналитические отчеты о своей деятельности; оказывать содействие отделу образования в проведении тематических, комплексных проверок по вопросам введения ФГОС ДО в муниципальных образовательных учреждениях, переходящих на ФГОС ДО в штатном режиме.
Пилотная площадка МБДОУ №15
Работа пилотной площадки МАДОУ №17
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основании приказа отдела образования г.Гая №133 от 15.05.2014 г. «О присвоении статуса пилотной площадки по введению ФГОС ДО »МАДОУ «Детский сад №17» присвоен статус муниципальной пилотной площадкой по внедрению ФГОС ДО.
При организации работы пилотной площадки и составления плана работы площадки на 2014-2015 учебный год администрация МАДОУ «Детский сад №17» руководствовалась Положением о муниципальной пилотной площадке по введению ФГОС ДО (Приказ №132 от 15.05.2014г. отдела образования г.Гая).
Направление работы пилотной площадки на базе МАДОУ «Детский сад №17» – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Почему нами выбрано именно это направление? В условиях, когда большинство семей озабочено решением экономического, а порой физического выживания усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
С принятием Закона РФ «Об образовании в РФ» возникли предпосылки для равноправного, творческого взаимодействия семьи и детского сада. В ст.13 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только одеть, но и общаться с ним; научить его думать, размышлять.
- Как изменить такое положение?
- Как создать единое образовательное пространство развития ребенка в семье и ДОУ?
Именно эти вопросы поставил коллектив МАДОУ при планировании работы по направления пилотной площадки
С целью организации эффективной работы МАДОУ с семьями воспитанников в сентябре 2014 года среди родителей воспитанников было проведено анкетирование для определения социального статуса семей воспитанников и уровня образования родителей.
Таблица 1. Социальный портрет семей воспитанников
Полных семей | 77% |
Семей, проживающих с родителями | 12% |
Семей с 1 ребенком | 23% |
Семей с 3 и более детей | 36% |
Матери (отцы) одиночки | 23% |
Таблица 2. Образовательный ценз семей воспитанников
Родители, имеющие высшее образование | 34% |
Родители со средне-специальным образованием | 52% |
Родители без образования (среднее образование) | 14% |
На следующем этапе нами было проведено исследование на выявление основных конфликтогенов во взаимоотношения педагогов и родителей. В представленной методике для родителей были представлены типичные недовольства отношением педагогов к детям и своей работе.
Таблица 3. Анкета для родителей
Суждения | Шкала для оценки суждения |
Большинство педагогов ДОУ не любят детей | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ чаще всего используют в своей работе индивидуальный подход к детям | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ недостаточно заботятся о личном развитие детей | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ не являются квалифицированными специалистами | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ не достаточно заботятся о здоровье детей, поскольку считается, что чем «меньше детей в группе, тем меньше хлопот» | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ не могут создать благоприятную психологическую атмосферу в своей группе | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ часто конфликтуют с родителями по вопросам воспитания детей | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Большинство педагогов ДОУ халатно относятся к своим обязанностям вследствие низкой заработной платы | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
Воспитатели ДОУ вынуждают родителей оказывать помощь группе | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 |
При обработке результатов исследования было отмечено, что родители озабочены тем, что «Большинство педагогов ДОУ не всегда используют в своей работе индивидуальный подход к детям» - 27%; «Большинство педагогов ДОУ недостаточно заботятся о личном развитие детей» - 13%.
По результатам исследования рабочая группа по внедрению ФГОС ДО в МАДОУ №17 приняла решение при планировании работы по направлению пилотной площадки начать с повышения профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями и обеспечения постоянного профессионального роста и компетентности педагога МАДОУ. Для реализации данного направления в детском саду прошли:
- круглый стол «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО», на котором мы совместно с педагогами провели анализ изменений в системе дошкольного образования и организации образовательного процесса;
- семинар «Формы организации образовательного процесса в ДОУ», на семинаре рабочая группа по внедрению ФГОС ДО акцентировала внимание на адекватности форм при организации образовательного процесса по основным направлениям развития дошкольника;
- в октябре 2014г. прошел методический фестиваль «Современные образовательные технологии» в ходе которого педагогами МАДОУ были организованы открытые просмотры образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированной технологии и игровой технологии;
- семинар «Основные направления деятельности специалистов ДОУ при реализации ООП ДО» - были четко определены цели деятельности и направления работы сотрудников МАДОУ при реализации Программы;
- практикум «Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»;
- практическое занятие «Мы - партнеры» на котором педагог-психолог обучал педагогов навыкам личностно-ориентированного взаимодействия.
После того как в МАДОУ была проведена работа по устранению основных конфликтогенов в отношении к педагогам от родителей, началась работа активизации включения родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс и повышения их педагогической грамотности.
- телепередача «Использование информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями»;
- консультация «Взаимодействие детского сада и семьи как средство реализации ФГОС ДО»;
- аукцион идей «Родительское собрание: как привлечь родителей»;
- педагогический совет «Основные направления развития сотрудничества детского сада и семьи» (май);
- разработка мероприятий детско-родительских клубов («Берегиня» - для воспитанников и родителей всех возрастных групп, «Вместе с папой, вместе с мамой» - для родителей и воспитанников группы раннего возраста;
- в течение всего года разрабатывалась нормативная база, регулирующая взаимоотношения МАДОУ и родителей воспитанников (Правила приема воспитанников в Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Ласточка» общеразвивающего вида; Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ "Детский сад №17 "Ласточка" общеразвивающего вида"; Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления воспитанников; Правила внутреннего распорядка обучающихся; Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МАДОУ "Детский сад №17 "Ласточка" общеразвивающего вида и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; Положение об общем родительском собрании; Положение о детско-родительском клубе; Положение о консультативном пункте).
Отметим деятельность педагога-психолога по осуществлению психологической поддержки семьи:
- конференция «Особенности адаптационного периода» (Детско-родительский клуб «Берегиня», родители воспитанников младших групп);
- семинар «Готовимся к школе» (Детско-родительский клуб «Берегиня», родители подготовительных к школе групп);
- дискуссионно-практическая встреча «Об игрушках всерьез…» (Детско-родительский клуб «Берегиня», родители и дети средних групп);
- устный журнал по адаптации детей (Детско-родительский клуб «Вместе с папой, вместе с мамой» родители группы раннего возраста);
- неделя психологии основные задачи которой были: стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у детей, педагогов, родителей; содействие развитию личности дошкольника; повышение уровня доверия между участниками педагогического процесса, создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах;
- проект по мотивационной готовности детей к школе «Дети, в школу собирайтесь», участниками которого стали родители, дети и педагоги подготовительных групп;
- консультирование групповое – 100 и по запросу – 54% (Приложение 1).
Не секрет, что всевозможные новшества и изменения в привычном укладе неблагоприятно сказываются на психологическом здоровье педагогов, поэтому в течение года педагогом-психологом, Чадной А.Ю., осуществлялось психологическое сопровождение педагогов:
- тренинг «Я+ТЫ=МЫ»;
- тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»;
- практикум «Стресс надо победить».
Подводя итоги работы пилотной площадки констатируем в МАДОУ созданы условия для:
- информирования родителей о деятельности ДОУ (ежедневные беседы воспитателей с родителями; стенды «Наше творчество», «Вести с занятий», групповые фото отчеты; лента новостей на официальном сайте МАДОУ);
- интерактивного общения администрации с родителями воспитанников (мини-чат на официальном сайте МАДОУ);
- участия родителей в воспитательно-образовательном процессе (тематические выставки, конкурсы, детско-родительские клубы);
- повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (консультирование групповое – 100%, индивидуальное – 100%, консультирование по запросу – 54%;
- удовлетворенность родителей психолого-педагогическими условиями реализации Программы 79% (Приложение 2).
В МАДОУ №17 накоплен положительный опыт по направлению обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей об этом свидетельствуют:
- участие в зональных педагогических чтениях с темой «Сотрудничество с семьей, как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (зам.зав. по ВМР, Бычкова И.М.);
- диплом 2 степени во всероссийском педагогическом марафоне «Моя профессия – «Воспитатель» (Музафарова О.Н., номинация «Методическая разработка мероприятия»);
- публикация «Сотрудничество с семьей, как условие реализации основной образовательной программы ДО» (зам.зав. по ВМР, Бычкова И.М., СМИ «Педагогическая газета»);
- результат Общероссийского рейтинга сайтов общеобразовательных учреждений, который ориентирован на информационную открытость образовательной организации для родителей (официальный сайт МАДОУ отмечен высоким уровнем).
Подводя итоги работы за 2014 – 2015 учебный год мы наметили перспективы на следующий год:
- организовать деятельность консультативного пункта;
- освоить интерактивные формы и методы работы с родителями;
- вовлечение родителей в реализацию образовательных проектов разной направленности;
- распространение опыта и включение в деятельность площадки ОУ города;
- разработка программы «Воспитание родителей».
Приложение 1
Направления индивидуального консультирования родителей педагогам – психологом
Направление обращения | Количество обращений родителей |
Психологическая готовность ребенка к школе | 21 |
Адаптация к детскому саду | 15 |
Детские истерики | 14 |
Обидчивый ребенок | 10 |
Почему ребенок врет | 5 |
Нервный ребенок | 2 |
Ребенок с повышенной активностью | 5 |
Застенчивый ребенок | 4 |
Обидчивый ребенок | 3 |
Развитие мелкой моторики рук | 6 |
Навящивые движения | 8 |
Детские страхи | 7 |
Детско-родительские отношения | 24 |
ИТОГО: | 124 |
Приложение 2
Мониторинг удовлетворенности родителей психолого-педагогическим условиями реализации Программы
В МАДОУ ежегодно проводится мониторинг удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. В декабре 2014 года педагогом – психологом было проведено плановое исследование уровня удовлетворенности родителей работой МАДОУ
В качестве метода исследования была использована модифицированная анкета «Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости родителей работой ДОУ»
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей различными сторонами работы образовательного учреждения.
Методы психодиагностического исследования.
1. Модифицированная анкета «Проведение независимой экспертной оценки удовлетворённости родителей работой ДОУ».
Методы анализа и обработки данных:
Количественный и качественный анализ, подсчет и сравнение средних значений.
Характеристика исследуемой группы: в анкетировании приняли участие родители всех возрастных групп.
Сводная итоговая таблица результатов анкетирования
Направление исследования | Результат в % |
Общий индекс удовлетворённости деятельностной стороной образовательного процесса (ОИУ1) | 82% |
Общий индекс удовлетворённости организационной стороной образовательного процесса (ОИУ2) | 72% |
Общий индекс удовлетворённости социально-психологической стороной образовательного процесса (ОИУ3) | 85% |
Общий индекс удовлетворённости административной стороной образовательного процесса (ОИУ4) | 75% |
Групповой индекс удовлетворённости образовательным процессом в целом (ГИУ) | 79% |
Диаграмма «Удовлетворенность родителями различными сторонами образовательного процесса в МАДОУ в целом»
Вывод: общий индекс удовлетворенности равен 79%. Поэтому деятельность МАДОУ может быть признана успешной и обеспечивающей образовательные потребности воспитанников и родителей. В большей степени родители удовлетворены социально – психологической стороной образовательного процесса, то есть - психологической атмосферой в МАДОУ, доброжелательным отношением воспитателя к их ребенку, отношениями ребенка с педагогами. Также родители высоко оценили административную сторону образовательного процесса. К ней относятся: уровень контроля за воспитательно-образовательным процессом, своевременное информирование родителей о деятельности ДОУ, получение у администрации квалифицированных советов и консультаций. На достаточно высоком уровне находится и удовлетворенность родителей организационной и деятельностной сторонами образовательного процесса, родители отмечают, что педагоги используют в работе с детьми современные технологии, строят жизнь детей интересной и занимательной.
Работа пилотной площадки по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО на базе МАДОУ №19
В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с приказом отдела образования города Гая от 15.05.2014 года №132 «Об утверждении Положения о муниципальной пилотной площадке по введению ФГОС ДО», с приказом отдела образования города Гая от 15.05.2014 года №133 «О присвоении статуса пилотной площадки по введению ФГОС ДО» наш детский сад стал пилотной площадкой по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Процесс освоения богатства языка начинается с детства. Как гласит восточная мудрость, «Каков бы ни был длинный путь, всегда начинается он с первого шага». Поэтому роль педагогов дошкольных учреждений в формировании речевой культуры велика и неоспорима. Направление работы пилотной площадки выбрано нами в связи с актуальностью проблемы развития речи на современном этапе, так как полноценное и своевременное овладение речью является одним из важнейших условий формирования личности, повышения познавательной активности и социальной компетентности. В последние годы в обществе наблюдается резкое падение речевой и письменной культуры, и возросло количество детей, имеющих низкий уровень развития речи при поступлении в школу (недостаточный уровень звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, несформированность грамматического строя речи, связной речи и интереса к художественному слову.
Задача педагогов- вооружить ребёнка особыми средствами, которые обеспечивали бы его вхождение в мир речевой культуры.
Вместе с тем и сам взрослый должен постоянно «расти», совершенствоваться.
Не достаточная компетентность педагогических кадров (речь педагога должна быть образцом для подражания, воспитателю нужно научиться задавать вопросы продуктивного характера, не требующие прямого ответа) мешает эффективности и результативности речевого воспитания дошкольников.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-психолог, педагог-технолог, педагог- исследователь. Эти качества могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в ДОУ, и когда педагог активно занимается поисковой, опытно- экспериментальной, инновационной работой.
Исходя из актуальности проблемы речевого развития детей, целью работы пилотной площадки стало - создание инновационного образовательного пространства по речевому развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Создать условия для реализации новых инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества дошкольного образования.
- Распространить образовательную практику детского сада по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.
- Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов детского сада средствами приобщения их к деятельности пилотной площадки.
- Использовать разнообразные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в вопросах организации эффективного речевого пространства.
Коллективом детского сада были запланировано проведение мероприятий по следующим направлениям: нормативно- правовое обеспечение работы пилотной площадки, организационное обеспечение, методическое обеспечение, представление опыта по работе пилотной площадки, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, управление работой пилотной площадки по речевому развитию дошкольников.
Нормативно- правовое обеспечение работы пилотной площадки по речевому развитию дошкольников
Приведены в соответствие с действующим законодательством документы, непосредственно касающиеся работы пилотной площадки:
- Приказ о пилотной площадке МАДОУ №19
- Разработка и утверждение плана работы пилотной площадки
- Разработка и утверждение ООП МАДОУ №19
- Дополнение программы у Развития МАДОУ №19
- Разработка и утверждение Положения о сайте учреждения
- Положение о контрольной деятельности ДОУ.
Организационное обеспечение работы пилотной площадки по речевому развитию дошкольников
Мероприятия плана работы пилотной площадки на сегодняшний день реализованы полностью:
Мероприятия для педагогов
- Аукцион педагогических идей «Организация деятельности педагогов по реализации современного содержания и технологий по речевому развитию в работе с детьми и взаимодействии с родителями» (август, 2014г.,зам. зав. по ВМР, педагоги);
- Деловая игра для педагогов «Стандарт как показатель развития дошкольного образования. Перспективы работы в условиях перехода ФГОС ДО» (сентябрь, 2014 г., зам. зав. по ВМР);
- Презентация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (сентябрь, 2014г., зам.зав. по ВМР);
- Круглый стол для педагогов «Новые подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» (октябрь, 2014г., зам. зав. по ВМР);
- Педагогический совет «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» (ноябрь, 2014г., зам. зав. по ВМР);
- Семинар-практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей речевому развитию детей дошкольного возраста в свете ФГОС» (ноябрь, 2014г., воспитатель Корнева К.А.);
- Педагогический совет «Анализ результатов реализации образовательной области «Речевое развитие» ООП МАДОУ №19» (Май, 2015г., зам. зав. по ВМР).
В МАДОУ ЗА 2014-2015 учебный год, в целях профилактики эмоционального выгорания педагогов, педагогом- психологов Долговой Н.М. проводились тренинги: «Доверие»- октябрь, «Наши ожидания»- ноябрь, «Пути формирования коммуникативной компетентности педагогов» – январь.
Представление опыта по работе пилотной площадки «Речевое развитие дошкольников»
В соответствии задачами и планом работы пилотной площадки были проведены следующие мероприятия на город:
- Показ семинара- практикума учителем –логопедом Левченко Н.В. На тему «Закрепление звуков в речи» для педагогов города (ноябрь, 2014 г.)
- Показ открытой НОД по познавательно- исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?» на ГМО педагогом подготовительной группы Николаевой З.А.
В рамках методического месячника были проведены:
- Открытая НОД (на экспертов) «Витаминный урожай» (проектно- исследовательская деятельность). Воспитатель средней группы Корнева К.А. (март, 2015г.)
- Круглый стол с родителями «Логопедическая помощь старшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения». Учитель- логопед Левченко Н.М. (март, 2015г.).
Мероприятия с детьми для педагогов ДОУ
- Познавательно- игровая- деятельность детей 2 младшей группы (метод «Песочная терапия»);
- ООД детей 2 младшей группы (пальчиковые игры);
- НОД детей старшей группы (технология моделирования (мнемотаблицы и схемы)).
Методическое обеспечение работы пилотной пощадки по речевому развитию
Обеспечение образовательного процесса методической литературой по речевому развитию, пособиями, электронными образовательными ресурсами.
Информационное обеспечение работы пилотной площадки по речевому развитию
В детском саду была проведена, согласно плану мероприятий, работа с родителями по вопросам организации эффективного речевого пространства в ДОУ.
- Семинар «Метод «Песочная терапия», как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (апрель, 2015г., воспитатель Зайцева Л.Н.);
- Семинар- практикум «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр» (ноябрь, 2014г., воспитатель Фомина С.В.);
- Круглый стол «Развитие речи ребёнка среднего дошкольного возраста посредством технологии проектно-исследовательской деятельности (долгосрочный проект) (сентябрь, 2014г., воспитатель Корнева К.А.);
- Мастер- класс «Технология использования мнемотаблиц и схем в процессе пересказа, как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста» (апрель, 2015г., воспитатель Мухамедзянова А.Р.);
- Консультация «Формирование речевой активности старшего дошкольника в процессе экспериментирования» (ноябрь, 2014г., воспитатель Николаева З.А.);
- Проведение собраний с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам организации эффективного речевого пространства: во всех возрастных группах (ноябрь, 2014г.);
- День открытых дверей «Успешность усвоение детьми образовательной области «Речевое развитие» ООП ДО в условиях введения ФГОС ДО» (апрель, 2015г.)
Кадровое обеспечение работы пилотной площадки
- Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения (взаимопосещение НОД);
- повышение квалификации педагогических работников ДОУ в контексте требований ФГОС ДО: на сегодняшний день прошли курсовую подготовку заведующий ДОУ «Управление ДОУ в условиях внедрения ФГОС», зам. зав. по ВМР, 54% педагога «Научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС;
- изучение опыта по введению ФГОС ДО других детских садов- пилотных площадок.
Управление работой пилотной площадки по речевому развитию дошкольников
- Тематический контроль «Состояние образовательной работы по развитию речи дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» (ноябрь)
- Отчёт о деятельности пилотной площадки (май).
Достижения и перспективы
Анализируя деятельность пилотной площадки за 2014-2015 учебный год, можно сделать вывод: администрацией ДОУ и педагогическим работниками ведётся работа по созданию условий для реализации инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества дошкольного образования в области речевого развития в соответствии с ФГОС ДО. Возрос уровень звуковой культуры речи у дошкольников, фонематического слуха, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Инновационная деятельность в детском саду (использование интерактивных форм методической работы) способствовала созданию атмосферы творчества, повышению педагогического мастерства, а так же воспитанию речевой культуры воспитателей.
Но нами была выявлена проблема: у группы детей речь бедная, дети не могут правильно сформулировать даже свою просьбу к сверстнику или взрослому, отвечают на вопросы односложно, стихов и потешек не знают, не могут рассказать последовательно хорошо знакомые сказки. Необходима специальная организация общения, чтобы помочь дошкольникам приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки (инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступать в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование).
Исходя из вышесказанного, мы планируем продолжить работу пилотной площадки по направлению- речевое развитие дошкольников. Акцентировать внимание на формирование речевого творчества детей, как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Воробьёва Ксения Владимировна
Протокол
Дата: 06.05.2015г., в 11:00
Место проведение : ЦДТ «Радуга»
Категория участников: зам.зав. по ВМР ДОУ пилотных площадок
Тема: «Работа пилотных площадок: достижения, проблемы, перспективы ».
Регламент работы: Вступительное слово Безбородова О.В.(зам. нач. отдела образования)
- 11:00- Результаты мониторинга по введению ФГОС ДО, Кадырбаева Н.Б. гл. специалист отдела образования
- 11:15- Организация деятельности городских «пилотных площадок» по введению ФГОС ДО, Ильченкова С.Н. методист по дошкольному образованию
Выступление руководителей пилотных площадок (регл. 12 мин.)
1. Зам. зав по ВМР МАДОУ №17, руководитель пилотной площадки Бычкова Ирина МихайловнаНаправление пилотной площадки «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей законных представителей в вопросах развитияи образования, охраны и укрепления здоровья»;
2. Зам. зав по ВМР МБДОУ №15, руководитель пилотной площадки Стрельникова Людмила НиколаевнаНаправление пилотной площадки «По опережающему введению ФГОС ДО» ;
3. Зам. зав по ВМР МАДОУ №19, руководитель пилотной площадки Воробьёва Ксения Владимировна .Направление пилотной площадки «Создание инновационного образовательного пространства по речевому развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО»
- «Круглый стол» обсуждение планов на новый учебный год, принятие решения.
Заседание открыла зам. нач. отдела образования Безбородова Ольга Васильевна. В своём выступлении Ольга Васильевна напомнила всем присутствующим, на сколько значима, ценна и актуальна работа пилотных площадок.
Заслушали выступление главного специалиста отдела образования Кадырбаевой Н.Б. о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Участие в проведенном ФГАУ «ФИРО» в феврале 2014 года мониторинге готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарта) приняли все дошкольные образовательные организаций г.Гая, что обеспечило возможность использования для оценки готовности организаций анкеты, отвечающие минимальным требованиям полноты и достоверности. Для обеспечения целей проводимого мониторинга, в том числе дальнейшего принятия управленческих решений по введению Стандарта анализ проводился в разрезе каждого учреждения. Интегрированная оценка для целей его введения оказывается не столь важной, как оценка отдельных особенностей организаций. На этом основании изучение отдельных аспектов готовности образовательных организаций к введению Стандарта являлось основной задачей проведенного анализа. Самостоятельная оценка стартовых условий для введения стандарта. Важной составляющей в оценке готовности образовательных организаций к введению Стандарта является проведение коллективами организаций самооценки имеющихся условий. Получаемая таким образом оценка, с одной стороны, основывается на субъективном восприятии, что может привести к ее смещению, с другой стороны, характеризует дополнительно и психологическую готовность коллективов организаций к введению Стандарта.
Прогноз. Участникам мониторинга помимо предоставления сведений о своей образовательной организации было предложено оценить перспективы введения Стандарта в Российской Федерации в целом. Как видно 20,75% участников мониторинга пессимистично настроены относительно перспектив введения Стандарта. При этом 5,60% считают, что стандарт не будет введен, несмотря на высокую готовность организаций, в то время как 15,15% считают, что причиной «неудачи» станет именно низкая готовность образовательных организаций. В то же время 54,36% участников мониторинга, отмечающих низкую готовность организаций, ожидают, что Стандарт, несмотря на это обстоятельство, будет в результате успешно введен. В целом, о низкой готовности организаций к введению Стандарта, таким образом «говорят» 59,96% образовательных организаций. Рекомендации: Введение Стандарта в каждом ДОУ должно осуществляться с учетом отдельных проблем образовательных организаций присущих только этой организации.
Анализ последнего мониторинга введения ФГОС ДО показал: Кадровые условия практически не изменились, обучение по ФГОС ДО материально-технические условиям не изменились, развивающая предметно-пространственная среда та же , информационная среда незначительно улучшились( интерактивная доска, ЭМУ-сканер, принтер, ноутбук), психолого-педагогические условия не изменились, ООП соответствует требованиям
Наталья Борисовна передала слово методисту Ильченковой Светлане Николаевне.
Светлана Николаевна пояснила всем присутствующим каким образом организована деятельность пилотных площадок. Обозначила цели и задачи работы пилотной площадки по введению ФГОС ДО.
Наталья Борисовна предоставила слово руководителям пилотных площадок.
Докладчики:
- Зам. зав по ВМР МБДОУ №15, руководитель пилотной площадки Стрельникова Людмила Николаевна . Направление пилотной площадки «По опережающему введению ФГОС ДО» Направление деятельности- организационно-методическое сопровождение процесса реализации образовательной программы дошкольного образования. Тема работы- диверсификация (изменение, разнообразие) методического и информационного сопровождения профессионализма педагогов в рамках введения ФГОС, способствующая положительной динамике качества образования.
- Зам. зав по ВМР МАДОУ №19, руководитель пилотной площадки Воробьёва Ксения Владимировна . Направление пилотной площадки «Создание инновационного образовательного пространства по речевому развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО» . Исходя из актуальности проблемы речевого развития детей, целью работы пилотной площадки стало - создание инновационного образовательного пространства по речевому развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогическими кадрами в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.
- Зам. зав по ВМР МАДОУ №17, руководитель пилотной площадки Бычкова Ирина Михайловна. Заслушали аналитический отчет о деятельности муниципальной пилитной площадки по внедрению ФОГС До на базе МАДОУ «Детский сад №17» за 2014-2015 учебный год.
Круглый стол. Все присутствующие обсуждали услышанное, руководители пилотных площадок отвечали на вопросы.
Директор МАОУ «СОШ №6» предложила свою помощь для ДОУ города в организации обучения по работе с интерактивной доской.
На основании вышеизложенного Совет решил:
- Считать работу пилотных площадок удовлетворительной.
- Методисту МБУ «МЦ ОО» Ильченковой С.Н. :
- скоординировать работу пилотных площадок на 2015-2016 учебный год;
- обеспечить системный контроль работой пилотных площадок города.
- Руководителям пилотных площадок ДОУ:
- разработать план мероприятий пилотных площадок на2015-2016 учебный год;
- включить в план пилотных площадок демонстрацию, трансляцию опыта реализации введения ФГОС ДО по своему направлению на уровне города;
- продолжать информировать педагогическую общественность о результатах работы пилотных площадок в СМИ, на сайтах дошкольных учреждений и сайте отдела образования;
- представить методисту МБУ «МЦ ОО» Ильченковой С.Н. план мероприятий пилотных площадок на2015-2016 учебный год в срок до 3 августа 2015г.
- Руководителям ДОУ совместно с методическим центром отдела образования (Ильченковой С.Н.) на основании плана мероприятий («дорожная карта») « Повышения эффективности и качества услуг в сфере образования города Гая» на 2013-2018годы взять под личный контроль организацию и проведение повышения квалификации педагогов по вопросам ФГОС ДО.
Председатель: Ю.Н.Бусаров
Секретарь: