Совет отдела образования
Главный специалист отдела образования: Н.Б.Кадырбаева
Доклад
С 1сентября 2013года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС ДО.
Структура ФГОС ДО включает в себя три компонента:
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума(60%) и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений(40%).
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС ДО, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Как повлияет введение ФГОС ДО на деятельность ДОУ?!
-Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях. –Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния « педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что это точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
ФГОС ДО на практике….
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ помимо обязательной части основной образовательной программы, будут разрабатывать вариативную часть т.е. (свои программы), основанную на принципах ФГОС ДО. Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы должны получить более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика в дошкольном детстве будет по мнению разработчиков изжита, и её заменит более современная педагогика развития, педагогики творчества и свободы.
На основании приказа МО Оренбургской области от 27.12.2013г. № 01-21/1659 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2014г.» установлен переходный период для введения ФГОС ДО с 01.01 2014г. до 1 сентября 2014г.; этап реализации с 1 сентября 2014г.
Сегодня на городском уровне создан и функционирует координационный совет, рабочая группа провела порядка двух заседаний , определены пилотные площадки. Во всех ДОУ на основании имеющейся документации создается нормативная база, пересматривается, анализируется ООП ДО , для разработки ООП ДО в рамках ФГОС ДО, создаются рабочие группы на местах. В планах мероприятий по управлению внедрением ФГОС определены меры по улучшению материально- технического обеспечения. Но данный вопрос остаётся открытым в связи с нехваткой финансовых средств в ДОУ. Предпринимаются меры по соблюдению требований к условиям реализации ФГОС, ведется большая работа с педагогическими кадрами. Командное обучение педколлектива позволяет решать вопросы внедрения ФГОС ДО. Вместе с тем, рабочая группа выявляет риски, с которыми столкнуться ДОУ при переходе на ФГОС ДО в штатном режиме, если не будет дополнительного финансирования и кадрового ресурса. ДОУ испытывают недостаток в кадрах, воспитатели с большим стажем работы испытывают психологические затруднения приятия новых идей. Отмечается низкий процент воспитателей, прошедших проблемные курсы по вопросу ФГОС ДО. Нет перечня программ, которые прошли экспертизу на соответствие их ФГОС и включены в федеральный реестр программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2014/2015 учебный год . Но не смотря на это, проекты вариативной части ООП ДО предусмотренной ФГОС ДО разработаны и будут представлены на совет отдела образования.
На уровне отдела образования и администрации ДОУ будет осуществлятся контроль за внедрением ФГОС ДО. В соответствии с планом предполагается осуществление методическое сопровождение процесса внедрения. Именно с этой целью будут работать пилотные площадки. Мы рассчитываем на высокий уровень методической активности ДОУ, которые являются пилотными площадками.
Сегодня представляют свои программы следующие сады…
ДОУ:
- 1гр.-общеразвивающего вида (ДОУ №7,10,13,16,17);
- 2гр.- комбинированного вида ( ДОУ №14,19,21);
- 3гр.- общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей (ДОУ №15,18,20);
- 4гр.-компенсирующего вида (ДОУ №9)
МАДОУ "Детский сад № 17 "Ласточка"
МАДОУ «Детский сад № 10 «Гнёздышко» общеразвивающего вида
Вариативная часть программы направлена на поддержку областей основной части программы.
Через кружковую работу реализуется такие направления как художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие детей. Объем недельной нагрузки определен в соответствии с требованиями СанПиН, содержанию организации режима работы дошкольного образовательного учреждения. Часы кружковых занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.
Кружковая деятельность направлена на развитие творческого потенциала ребенка, креативного мышления, способствуют формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Познавательно-речевое развитие реализуется в таких программах как «Умелые ручки», «Послушные пальчики», «Веселые пальчики»; художественно-эстетическое развитие в программах «Волшебное творчество», «Здравствуй сказка», «Юные таланты».
С переходом на ФГОС мы планируем в младших группах увеличить программы по познавательно-речевому развитию «Умелые ручки», «Веселые пальчики», «Послушные пальчики», т.к. сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с более старшими детьми реализовать программу «Я – оренбуржец».
Проект программы «Я –ОРЕНБУРЖЕЦ»
Программа «Я – ОРЕНБУРЖЕЦ» направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
В данный момент в дошкольном учреждении для разработки программы подбирается методическая литература, готовится предметно-развивающая среда.
Реализация программного материала будет осуществляться с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.
МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка»
Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка» в рамках ФГТ была представлена 2 парциальными программами:
- Парциальная программа «Умелые пальчики» по коммуникативному развитию
- Парциальная программа «Юный конструктор» - по художественно-эстетическому развитию
Основной целью парциальной программы «Умелые пальчики» является развитие речи у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики. Данная программа рассчитана на весь дошкольный период. Нами разработан целый комплекс пальчиковой гимнастики по каждому возрасту с учетом комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Пальчиковая гимнастика используется педагогами на фронтальных НОД, а также эффективна при индивидуальных занятиях с детьми, имеющими проблемы в произношении отдельных звуков, и т.п.
Программа «Юный конструктор» является разработкой педагогического коллектива МАДОУ №16, представляет собой комплекс разнообразных форм и приемов работы по обучению дошкольников конструированию средствами конструктора «Лего». Цель заключается в развитии конструктивной деятельности у дошкольников средствами конструктора «Лего». Программа рассчитана на 5 лет.
С введением ФГОС ДО изменилась структура нашей вариативной части: она расширилась за счет введения 2 парциальных программ: Программы по познавательному развитию – «Лучше нет родного края!» и программы по социально-коммуникативному развитию – «Азбука Светофорчика». (слайд)
Парциальная программа «Лучше нет родного края!». Актуальность выбранной нами программы отражается в проблемах современного общества – притупление патриотических чувств у населения, историческая безграмотность подрастающего поколения, проблема нетерпимости к национальным меньшинствам, Также программа отражает требования ФГОС ДО – наличие регионального компонента в содержании ООП. Цель парциальной программы: Формирование у детей дошкольного возраста любви к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Парциальная программа «Азбука Светофорчика». Направление: социально-коммуникативное. Актуальность программы очевидна - в связи с участившимся несоблюдением ПДД всех участников дорожного движения на дорогах нашей страны ежегодно гибнут тысячи людей. Поэтому мы решили включить в вариативную часть ООП программу по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, и назвали ее «Азбука Светофорчика». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, и представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по обучению дошкольников основам безопасного поведения на дорогах, отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего педагогического коллектива ДОУ. Содержательный раздел программы построен по модульному принципу и включает в себя 9 модулей (слайд).
Мы считаем, что в ходе освоения парциальной программы мы будем иметь следующие результаты:
- Овладение дошкольниками основными правилами безопасного поведения на дороге;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности при любой дорожной ситуации;
- Развитие у дошкольников творческих способностей, устойчивого познавательного интереса;
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.
зам. зав. по ВМР Салиевой И.Ю.
МБДОУ «Детский сад № 7 «Буратино»
Вариативная часть ООП детского сада представлена следующими направлениями: социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое.
Социально-личностное развитие реализуется программами кружковой деятельности «Сказки для малышей» (цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности) и «Азбука безопасности» (цель: воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях).
Художественно-эстетическое развитие реализуется через программы кружков «Умелые ручки» (тестопластика) (цель: развитие креативных качеств, мелкой моторики, творчества детей на занятиях лепкой из необычного материала – соленого теста), «В некотором царстве, в бумажном государстве» (цель: развитие конструктивного мышления, творческого вкуса, воображения, памяти, трудовых умений, мелкой моторики), «До-ми-соль-ка» (цель: знакомство детей с основами музыкальной грамоты, развитие ритма, ладового чувства, и певческих способностей).
Программа развития познавательно - исследовательской деятельности реализуется в кружке «Я - исследователь» (цель:развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей).
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования увеличивается вариативная часть ООП ДОУ. Мы планируем увеличить вариативную часть с помощью программ «Родник истории» и «Буквоежка». Программа «Родник истории», целью которой является формирование у дошкольников патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Программа будет реализовываться во всех возрастных группах через НОД и режимные моменты.
Программа «Буквоежка», цель которой разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.
Программа «Буквоежка» по подготовке и обучению детей грамоте включает работу над звуком, словом, предложением и устной речью.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую грамотную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Данная программа будет реализовываться через кружковую деятельность в старшей и подготовительной группе.
Старший воспитатель МБДОУ № 7 Ишнязова Мария Алекссандровна
МБДОУ «Детский сад №13 «Золотой ключик»
Вариативная часть ООП ДО представлена в нашем детском саду следующими направлениями: речевое развитие, познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие. В рамках ФГТ данные направления реализовывались через кружковую работу.
Речевое развитие было представлено кружками:
«Поэтическая тетрадь» ( подготовительная группа) Цель: развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность; формировать интерес к поэзии.
«Маленькие гномики» (Средняя группа) Цель: развивать чувство ритма у дошкольников, познавательный интерес; формировать коммуникативные навыки.
Познавательное развитие реализовывалось через кружок «Занимательная математика» (Средняя –старшая группа) Цель: закрепление знаний, полученных во время НОД; развитие логического мышления, творческих способностей.
Художественно-эстетическое развитие:
«Весёлые мастера» (Старшая группа) Цель: Формирование изобразительных навыков, освоение нетрадиционных изобразительных техник, расширение представлений о предметах декоративно-прикладного искусства, развитие воображения.
Так как в проекте ФГОС на вариативную часть программы выделено больше времени, педагогическим коллективом нашего сада было принято решение расширить программу «Весёлые мастера» возрастными показателями, т.е. данная программа планируется для реализации с младшей группы до подготовительной.
Актуальность выбора состоит в том, что в ООП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы недостаточно времени выделено для изучения декоративно-прикладного искусства, практически отсутствуют нетрадиционные техники рисования. А практика показала, что дети с большим удовольствием занимаются этими видами искусства. Поэтому было принято решение оставить данную программу для дальнейшей разработки и внедрения.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Овладение дошкольниками основными приёмами декоративно-прикладного творчества
- Овладение нетрадиционными техниками изображения
- Развитие творческих способностей
- Выделение различных средств изображения( цвет, форма, колорит, композиция)
МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок»
Презентация «Вариативная часть Программы»
1 слайд
Вариативная часть Основной образовательной программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена программами дополнительного образования дошкольников по всем образовательным областям.
Программы реализуются в рамках организации кружковой работы для детей дошкольного возраста с интегрированным решением задач других образовательных областей.
2 слайд
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста дополняется программой «Моё Оренбуржье». Программа направлена на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью. Цель программы - формирование ценностного отношения к родному краю.
3 слайд
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста дополняется программой «Юные исследователи». Содержание Программы направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей. Цель Программы – формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
4 слайд
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста дополняется программой «Весёлый язычок». Программа направлена на формирование правильного речевого дыхания, укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Цель программы - формирование навыков правильного произношения звуков.
5 слайд
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста дополняется программой «Будущие чемпионы». Содержание Программы направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Цель Программы - способствовать формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста.
6 слайд
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста дополняется программой «Мир искусства». Программа направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Цель Программы - развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
7 слайд
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста дополняется программой «Юные таланты». Содержание Программы направлено развитие музыкальности и на удовлетворение потребности детей в самовыражении. Цель Программы - развитие музыкальных способностей, активности и самостоятельности.
8 слайд
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на момент завершения дошкольного образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
С целью выполнения требований ФГОС ДО и формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 15» принято решение о разработке программы «Хочу учиться в школе!»
9 слайд
Программа «Хочу учиться в школе!» направлена на обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Цель Программы - формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
10 слайд
Программа направлена на решение актуальных проблем отечественного образования. В частности, среди них можно выделить следующие:
- Совершенствовать образовательное пространство с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для самоактуализации, достижения успешности всеми учащимися;
- Целенаправленно формировать общекультурную и гражданскую идентичность личности, адекватную Я-концепцию.
- Повысить степень ответственности при осуществлении свободного личностного выбора.
- Обеспечивать социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
- В условиях возрастания требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, воспитывать умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Существующий сейчас недостаточный уровень коммуникативной компетентности приводит к увеличению числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом, изолированных, отвергаемых, преследуемых в детском коллективе, в школе и детском саду.
- Преодолеть существующий разрыв между системой дошкольного и школьного образования сохранить единство образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы. Эта проблема обострилась в условиях многообразия программ дошкольного образования и недостаточным государственным и социальным контролем над ходом и динамикой психического развития детей в дошкольном периоде. Это приводит к возрастанию проявлений школьной дезадаптации, связанной с низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
11 слайд
Средства формирования предпосылок учебной деятельности:
Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:
- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;
- доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам;
- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;
- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать;
- запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».
12 слайд
Планируемые результаты освоения Программы «Хочу учиться в школе!» представлены в виде модели «Успешный школьник» и предполагают наличие возможных достижений ребенка на момент завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Создание вариативного образовательного пространства в МБДОУ «Детский сад № 15» поможет раскрыть способности каждого ребёнка и подготовить его к школьному обучению.
Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 15» Стрельникова Л.Н.
МБДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки»
1 слайд.
Дошкольные учреждения «Социально-личностного направления»
2слайд.
Целью данного направления является: создание условий, где каждый ребенок сможет развить свои личностные качества, свою активность, способность не просто к выбору из суммы внешне положительных возможностей, но и созданию собственного пространства возможностей, а также освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.
Исходя из цели, сформированы следующие задачи:
- создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
формирование у детей основ личности будущего гражданина
3 слайд
В городе Гае, три дошкольных учреждения имеют социально –личностное приоритетного направление –это:
1.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Теремок»общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей.
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Ладушки» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей.
3.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей.
4 слайд
Работа в данном направлении включает:
Работу с педагогами
Работа с педагогами предполагает такие формы работы:
- педагогические советы
- семинары практикумы
- консультации для педагогов
- педагогические чтения
- педагогические гостиные
- НОД
- школа молодого педагога
- мастер-класс и т.д.
5слайд
Работу с детьми
Работа с детьми организуется в таких направлениях:
- Совместная деятельность педагога с детьми
- Формы работы: НОД
- Кружковая работа
- Режимные моменты
- Эксперименты
- Экскурсии и т.д.
- Самостоятельная деятельность детей
- Игры детей в зонах активности
- Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создание предметно-развивающей среды
6 слайд
В дошкольных учреждениях социально-личностной направленностью осуществляется работа по созданию предметно развивающей среды:
Это создание центров активности для детей дошкольного возраста:
- Уголок безопасности
- Уголок экспериментирования
- Уголок настольно-печатных игр
- Уголок детской книги
- Патриотический уголок
- Уголок сюжетно-ролевой игры
- Уголок детского творчества
- Уголок театрализации
7 слайд
Работа с родителями содержит такие формы работы:
Родительское собрание
День открытых дверей
Семейные клубы
Беседы с родителями
Тематические выставки
Консультации
Опрос, анкетирование
Участие родителей в конкурсах, соревнованиях, праздниках
8 слайд
Для всесторонней реализации приоритетного направления, организовано участие педагогов, детей и родителей в конкурсах различного уровня:
Муниципальный уровень
Городской уровень
Региональный уровень
Всероссийский уровень
Международный уровень
9 слайд
Для обеспечения успешной социализации дошкольников, дошкольные учреждения ведут целенаправленную работу по сотрудничеству с социальными институтами
Такими как:
Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Центр детского технического творчества
Дом культуры « Горняк»
Центр детского творчества « Радуга»
10 слайд
С целью повышения интереса к социальной жизни города и страны, сотрудники Доу, принимают активное участие в праздниках и мероприятиях социальной направленности.
11 слайд
В соответствии с современными требованиями, в каждом Доу, разработана Образовательная программа, которая содержит Вариативную часть формируемую участниками образовательного процесса:
Программа обеспечивает вариативность образования; отражает специфику ДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
12 слайд
В вариативную часть МБДОУ №18 входит авторская программа
«Дорожная Азбука» разработанная методистом ЦДТТ Плотникова Людмилой Геннадьевной и педагогом ЦДТТ Козаченко Татьяной Михайловной
Целью дополнительной образовательной программы является формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянно меняющейся дорожной обстановке.
Реализуется в старших и подготовительных группах
Руководитель кружка: Батаева Зульфия Фаргатовна
13 слайд
И вторая авторская программа
«Я - Патриот!» разработанная воспитателями ДОУ №18 Волынкиной В.В. и Чигарьковой И.Н.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа.
Реализуется в подготовительной группе
Руководители кружка: Волынкина В.В. Чигарькова И.Н.
14 слайд
Вариативная часть реализуется в дошкольном образовательном учреждении через кружковую работу во всех возрастных группах.
Для развития художественно – эстетического направления: музыкальным руководителем в старшей группе организован кружок «Юные таланты»
Педагогами старших групп организованы кружки «Веселая кисточка» и «Юный художник». Педагогом младшей группы - кружок «Рисуем пальчиками»
15 слайд
Для развития познавательно-речевого направления: педагогами средних групп организованы следующие кружки - «Конструирование», «Родничок», «Волшебный мир театра»
16 слайд
Для развития физкультурно-оздоровительного направления, инструктором по физической культуре организован кружок в подготовительной группе «Школа мяча»
17 слайд
В связи с введением Фгос До, встала задача увеличить объем вариативной части образовательной программы. Объем вариативной части планируется увеличить с помощью расширения содержания программы « Я- Патриот!»
Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6 лет).
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
18 слайд
Задачи программы
- Заложить основы нравственно-патриотической личности
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
19 слайд
Данная программа будет разбита на 5 блоков
20 слайд
Планируемый результат
- ребенок проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, города, родного края, страны;
- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость;
- ребенок способен решать интеллектуальные проблемы (задачи), соответствующие возрасту;
- ребенок проявляет активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков;
- ребенок воспринимает красоту окружающего мира;
- ребенок понимает ценности жизни;
- ребенок проявляет заботу и внимание к окружающим
Подготовила: Мачулина Т.Н. старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №20 «Дюймовочка»
Вариативная часть МБДОУ «Детский сад №20» разработанная участниками образовательного процесса в соответствии с ФГТ состоит из следующих программ:
1. «Мойдодыр»
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2. «Ступеньки творчества»
Цель: Развитие творческих способностей детей через приобщение к художественному творчеству.
3. «Вместе весело играть»
Цель: Разностороннее развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
4. «Безопасность»
Цель: Знакомство детей дошкольного возраста с основами жизнедеятельности.
5. «Природа родного края»
Цель: Знакомство детей с флорой и фауной родного края, воспитывать желание охранять природу, и быть полезным для неё.
Так как вариативная часть ООП в соответствии с ФГОС должна увеличиться на 20%, коллективом было принято решения разработать и добавить во вторую часть ООП две программы, «Мама, папа, я» и «Давай дружить».
Программа «Мама, папа, я» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Целью данной программы является – формирование у детей осознанного восприятия себя, как части своей семьи и окружающего его общества.
Программа состоит из двух разделов:
1 раздел- «Образ Я» Цель: формировать образа «Я», через знакомство детей с касающимися непосредственно их, сведениями о прошлом, о предстоящих изменениях в их жизни, о гендерной принадлежности и правилах взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
2 раздел- «Семья» Цель: Расширять знания детей о семье, о родственной принадлежности окружающих его людей, их интересах и обязанностях, формировать уверенность в том, что взрослые находящиеся рядом с ним, т,е. семья любят его.
Программа «Давай дружить» для детей 4-7 лет. Целью данной программы является - воспитание детей, способных понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции народов, проживающих на территории Оренбургской области.
Прежде чем начать работу по данному направлению и создать программу, нами было проведено анкетирование родителей, педагогов и диагностика среди детей по данной теме. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что данная программа должна реализовываться через следующие задачи:
- Повышать уровень компетентности педагогов в области интеркультурного воспитания
- Знакомить детей с культурами разных народов проживающих в Оренбургской области.
- Формировать этнокультурную осведомлённость родителей воспитанников.
Этапы реализации данной программы :
- работа с педагогами
- работа с детьми
- работа с родителями
Работа по данным этапам проводиться параллельно друг другу.
Работа с педагогами по данной теме проводиться через консультации, круглые столы, анализ методической литературы, тренинги, семинары.
Нами был разработан примерный план мероприятий с педагогами и намечены темы для изучения:
- знакомство с нормативными документами необходимыми для работы по данной теме;
- изучение и анализ литературы по данной теме;
- Консультации « Основные принцы и задачи по интеркультурному воспитанию», «Интеркультурное воспитание- мода или необходимость» и т.д.
- Тренинги «»Делимся именем», «Навстречу друг другу» и т.д.
- создание проектов по данной теме и т.д.
Работа с детьми предполагает работу в нескольких направлениях:
- Историко-этнографическое (знакомство детей с историей, географией, традициями, обычаями разных народов, проживающих в нашей области);
- Культурологическое (знакомство с литературой, музыкальным наследием, изучением народно- прикладного искусства);
- Лингвистическое (ознакомление с языковой, лексикологией и фразеологией).
Работа по данным направлениям проводится через кружковую работу
«Фантазёры» «Капельки» - по художественному творчеству;
Фольклорный кружок «Горошина», «В гостях у сказки»;
Самостоятельная деятельность детей;
Совместная с взрослым деятельность.
Для решения третьей задачи нами планируется использования основных форм работы с родительской общественностью т.е.родительские собрания, досуговая деятельность, участие в конкурсах, консультации «Расскажи о традициях и обычаях своего народа», выставка совместного творчества «Народные костюмы и украшения быта, совместное инсценирование народных сказок , чаепитие с блюдами народной кухни и т.д.
Итоговым результатам работы по данным программам должно стать
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
- Сопереживает неудачам и радуется успехам других,
- Уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Обладает чувством собственного достоинства;
- Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Доброжелательно относиться к людям других национальностей и проявляет интерес к культурам разных народов.
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №20» Зиначёва Елена Николаевна
МБДОУ «Детский сад №14 «Малышок»
Вариативная часть ДОУ отражает видовое разнообразие учреждения (комбинированного вида), специфику демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента.
Дополнительное образование детей в детском саду представлено следующими направлениями: физкультурно – оздоровительным, социально-личностным, художественно – эстетическим, познавательно-речевым. Выбор данных направлений обоснован результатами анкетирования по изучению спроса родителей на дополнительные образовательные услуги и потребностями детей.
В настоящее время в ДОУ комбинированного вида одним из приоритетных направлений деятельности является физкультурно-оздоровительное. В рамках данного направления выстраивается комплексная физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.
Физкультурно – оздоровительную направленность включает в себя реализацию дополнительных программ:
- программа «Я и моё здоровье» Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой;
- Программа «Здоровье»;
- Дополнительная Программа, составленная педагогами ДОУ«Вместе весело играть»;
- Дополнительная Программа «Танцевальный калейдоскоп»;
- Дополнительная Программа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Чистюля».
Программы включают организованную образовательную деятельность физкультурно-оздоровительного характера, которую планируют и реализуют воспитатели групп и инструктор по физкультуре. В подготовительной группе ДОУ организован кружок аэробики «Танцевальный калейдоскоп» с целью обучения детей спортивным танцам с 6-ти лет. Ведущими методами обучения детей танцевальному искусству являются: наглядный показ формируемых навыков; объяснение методики исполнения движения; тренировочные танцевальные, спортивные упражнения; танцевальная игра; развивающие этюды; танцевальные композиции. Программой предусмотрены индивидуально-групповые занятия, коллективные репетиции и концертная деятельность танцевального коллектива. Планируемым результатом реализации данной программы является подготовка и участие детей в праздниках, танцевальных конкурсах и фестивалях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне.Родители будут являться активными участниками в деятельности данной студии: в подготовке костюмов, атрибутов и выступлений.
Художественно-эстетическую направленность включает в себя программы:
- Дополнительная программа «Юные таланты»;
- Дополнительная Программа «Творческая мастерская».
Программы включают организованную образовательную деятельность по развитию продуктивной деятельности в средней группе, которую будут реализовывать воспитатели группы через кружок «Волшебная кисточка», воспитатели средней оздоровительной группы через кружок «Солнышко». Реализацию дополнительной программы «Юные таланты» в старшей иподготовительной к школе группах, планирует и проводит музыкальный руководитель в кружке «Юные таланты».
Социально-личностную направленность включает в себя реализацию программы дополнительного образования А.В.Щеткина «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности» через театрализованные кружки «В гостях у сказки» в старших группах и музыкально- театрализованном кружке «Сказка, приходи» в старшей оздоровительной группе ДОУ.
Познавательно-речевое направление включает в себя программы:
- Дополнительная Программа «Мой край земля Уральская»;
- Дополнительная Программа «Грамотейка».
Организованная образовательная деятельность планируют и реализуют воспитатели старше-подготовительной оздоровительной группы в кружке «Грамотейка» и «Моё Оренбуржье».
Регламентированный план организованной образовательной деятельности по программам дополнительного образования разрабатывается в ДОУ, утверждается заведующим ДОУ и является неотъемлемой составляющей общеобразовательной программы ДОУ.
В связи с переходом с 01.09.2014 года на ФГОС дошкольного образования в ДОУ планируется увеличение объёма программы «Творческая мастерская» через организацию кружковой работы «Мастерилка» в логопедических группах и включении парциальной программы Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». В старших группах ДОУ планируется организованная образовательная деятельность по реализации дополнительной Программы «Безопасность дошкольника».
Дополнительная программа «Мой край земля- уральская» будет реализована для дошкольников средних групп. Новая программа «Друзья природы» будет реализована в младших группах ДОУ.
Подготовила: ст. воспитатель высшей кв. категории Баева И.В.
МАДОУ «Детский сад №19 «Ручеек»
Вариативная часть МАДОУ №19 отражает видовое разнообразие учреждения (комбинированного вида), специфику демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента.
Вариативная часть реализуется через: НОД, в режимных моментах, кружковую работу.
Кружковая работа входит в учебный план МАДОУ №19 и проводится ежедневно, согласно сетки НОД:
- «Колокольчик» (муз. рук. в ст. гр.)
- «Весёлые инструменты» (муз. рук. в подг. гр)
- «Вместе весело играть» (инстр. по физ. культуре в подгот. гр.)
- «Грамотный пешеход» (мл. гр.)
- «Безопасность» (ср. гр.)
- «ОБЖ» (ст. гр.)
- «Волшебные кружочки» (мл. гр.)
- «Всезнайки» (ср. гр.)
- «Почемучки» (ср. гр.)
- «Готовимся к обучению грамоте» (ст. гр.)
- «Звукоград» (ст. гр.)
- «Буквоград» (подг. гр.)
- «Звукоград и Буквоград» (подг. гр.)
В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт вариативной части введены следующие правила:
- ребёнок посещает НОД (в кружке) не более одного раза в неделю (мл. гр.), не более двух раз в неделю (ср. и ст. гр.), не более трёх раз в неделю (подг. к школе гр.);
- продолжительность кружка соответствует продолжительности обязательной НОД в соответствии с возрастными нормами (СанПин 2.1.4. 3049-13).
В нашем ДОУ педагоги разработали вариативные программы:
«Чистые звуки», «Расти здоровым малыш», «Семь ступенек к творчеству»,
«Дорога к познанию себя», «Безопасность дошкольника», «Природа -наш дом», «Творим и мастерим», «Наша Родина – Россия».
С введением в ДОУ с 1 января 2014 года ФГОС мы планируем увеличить объём вариативной части за счёт:
- Расширения и углубления регионального компонента.
- Дополнительной коррекционной работы по развитию речи старших дошкольников.
Расширение и углубление регионального компонента в нашем ДОУ планируется реализовать через дополнения программы по патриотическому воспитанию дошкольников «Наша Родина – Россия», за счёт введения раздела «Наш Оренбургский край». Данный раздел будет реализоваться с учётом национально-культурных условий многонационального состава населения и специфики географического расположения Оренбургской области.
В концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности, гражданина ориентирующегося в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим, значимой становится работа по приобщению детей к народной культуре родного края. Приобщение дошкольников к народной культуре Оренбуржья становится социальным заказом общества. Так как наше время - сложное –это время перемен, политических бурь и потрясений. Народные игры, забавы заменяются на коммерциализированные зрелища.
Поэтому возникла необходимость направить усилия на воспитания гражданина и патриота знающего и любящего свою малую родину, уважающего традиции многонационального народа Оренбургской области.
Таким образом, выбор тематики раздела вариативной части «Наша Родина- Россия», «Наш Оренбургский край» обусловлен проблемой приобщения старших дошкольников к национально-культурным традициям Оренбуржья: приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры, культуры народов, населяющих Оренбургский край.
Содержание раздела «Наш Оренбургский край»: «Мой край Оренбургский»- «Города Оренбуржья и промышленность»- «Творческие люди»- «Народные ремёсла»- «Дружба народов».
Задачи раздела «Наш Оренбургский край» вариативной программы «Наша Родина - Россия» :
- Закреплять знания о природе Оренбургского края.
- Познакомить с историей, символикой, городами, промышленным производством Оренбургского края.
- Расширять представления об Оренбуржье как о многонациональном крае.
- Прививать интерес к культуре народов, населяющих Оренбургскую область, через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народными ремёслами.
- Развивать любознательность, активность детей, желание узнавать о знаменитых земляках края.
- Развивать интегративные качества ребенка (толерантность) средствами приобщения к культуре и традициям разных народностей Оренбургского края.
Материал представленный в данном разделе мы планируем реализовывать:
- через кружковую работу в подготовительной группе (1 раз в неделю).
-через различные виды детской деятельности (игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, коммуникативную, музыкальную, творческую, трудовую, самостоятельную деятельность), в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
- на НОД.
В группах организована предметно-развивающая среда, насыщенная богатым материалом краеведческого содержания: Мини- музеи «Очумелые ручки Оренбуржья», «Наш Оренбургский край». Папки с фотографиями: «Наш край хлебородный, «Уральские мастера», «Наша Родина – Оренбуржье», «История Оренбургской области», «Знаменитые земляки».
Дополнительная коррекционная работа по развитию речи старших дошкольников.
Анализ ежегодных обследований речи детей в нашем детском саду показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушение фонетической стороны речи, фонетико-фонематического строя, а так же нечётко выраженного общего недоразвития речи, растёт. Эти дети составляют одну из основных групп риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка.
Цель: оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи:
- Развитие речевого дыхания, голосового аппарата
- Развитие слухового внимания, памяти, мышления
- Постановка и уточнение произношения звуков
- Развитие фонематического восприятия
- Работа над дикцией
- Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков
- Формирование коммуникативной функции
В работе с детьми учитель-логопед руководствуется программами:
- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей ст. дошк. возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей ст. дошк. возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
- Программа разработанная учителем-логопедом Левченко Н.В.
Образовательная деятельность в логопункте не входит в учебный план МАДОУ №19. Работа проводится по подгруппам и индивидуально, 2-3 раза в неделю по 15-20 минут (Письмо Мин.обр. РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Данные занятия являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей зачисленных в логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.
Наше ДОУ осуществляет преемственность со школой №6 и школой №7.
На уровне методической работы с педагогами, работы с детьми, работы с родителями.
Преемственность ФГОС ДО и преемственность ФГОС НОО
- Структурно-организационный подход:
Требования к условиям реализации стандарта, к структурно-содержательным компонентам ООП, к образовательным результатам.
- Психолого-педагогический методологический подход:
Ориентация на деятельный подход и понятие «ведущей деятельности», опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка, ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей.
- Содержательная сторона ФГОС ДО И ФГОС НОО:
Наличие преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей имеют прямую проекцию на предметы ООП НОО. Так же просматривается преемственность результатов ДО и НОО в соотношении целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (сходство портрета выпускника ДОУ с портретом выпускника НОО)
Целевые ориентиры |
УУД |
|
Личностные УУД |
|
Коммуникативные УУД |
|
Регулятивные УУД |
|
Познавательные УУД |
Подготовила: Заместитель заведующего по ВМР: Воробьёва Ксения Владимировна