Карчевская Надежда Михайловна
Исповедь одной учительницы
Маленькая Надя сидит в классе на последней парте. Робость и гордость одновременно отражаются на ее лице! Мама разрешила поприсутствовать в классе с условием, что дочка будет сидеть тихо и никому не будет мешать. Надя разрисовывает цветными карандашами листок бумаги и поглядывает на учеников. Как внимательно они слушают ее маму! Еще бы! Ведь ее мама, Кузнецова Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы в Кваркенской средней школе. Для девочки привычно, что вечерами дома мама сидит, склонив голову над письменным столом, проверяет тетради. Эти стопки тетрадей, чернильница с красными чернилами, ручка с пером – привычные вещи в их доме.
Но вот воспоминание о том, как Надюшка (так ее называли в семье) находится у мамы на работе – чуть ли не единственное. Лидия Ивановна не разрешала детям приходить к ней в школу. Это не баловство, это работа. Вот исполнится семь лет, тогда другое дело! Поэтому гораздо чаще Надя прибегала к отцу на ферму. Папа- чабан с/за Урожайный, и бывать у него на работе тоже очень интересно. А главное, папа может разрешить проехаться верхом на лошади. Наде в детстве хочется научиться всему: нестись на велосипеде, не держась руками за руль, скакать на лошади, играть на гитаре, вязать спицами, нестись с горы на лыжах, лазать по деревьям, шить куклам одежки, играть в волейбол! И еще много чего!
«Ах, детство! Мне, как водится, хотелось во всем с мальчишками быть наравне…» Эти строки поэтессы Юлии Друниной повзрослевшая Надя причисляла и к себе. Хотелось всему научиться, все успеть! Девушка с серьезными каре-зелеными глазами уже и не вспоминала себя сидящей за последней партой в мамином классе. Не примеряла на себя профессию учителя. В личном дневнике (в заветной тетради) появились другие строки:
«Хочу по всем морям скитаться,
В прекрасных юношей влюбляться.
Хочу увидеть Рим седой,
Услышать в тундре волчий вой.
Пешком пройти по Кордильерам,
По прериям скакать карьером,
И тигров в Индии ловить…»
Девушка Надя не была очень «послушной девочкой». Она росла сорванцом, но друзей было много, и друзья знали, что на Надежду можно положиться. Если она дала слово, то не нарушит его никогда! А учителя говорили: «Надежда, на тебя вся надежда!» И были уверены, что Надежда не подведет.
Но детство убежало без оглядки. Позади десять классов. Нужно выбирать профессию, поступать учиться. Как хорошо, когда четко знаешь, кем хочешь быть1 А когда не знаешь? Вот и Надя не знает, что привлекает ее больше всего, какую выбрать дорогу? В итоге поступает в строительный техникум под г. Оренбургом.
Мама не отговаривала, считала, что дочь взрослая и должна выбирать сама. Учительницу Лидию Ивановну Кузнецову в селе уважали. Она была мудрым педагогом. Понятия чести, долга, совести в семье прививались не красивыми словами, а личным примером. В семье ничего не насаждалось из- под палки. Уважение к младшим членам семьи было не показное. Детям доверяли, и у них не возникало даже мысли не оправдать доверия.
В техникуме Надежду сразу выбрали профоргом отделения (видимо, в характеристике был отмечен опыт работы секретарем комсомольской организации школы). Учиться было интересно. Жизнь била ключом, манила неизвестным, но таким захватывающим будущим! Не было ни одной свободной минуты! Занятия в художественном кружке, в танцевальном кружке, в секции волейбола и баскетбола. А лыжные вылазки зимой! Летом участие в стройотрядах!..
Пролетели годы учебы. И вот девушка уже не Надюшка, не Надя, и даже не Надежда, а Надежда Михайловна Кузнецова- старший прораб с/за Губерлинский, что в селе Хмелевка Гайского района. Девиз «… и вечный бой, покой нам только снится…» по-прежнему в приоритете. Годы помчались еще стремительней. А мама оставалась той же поддержкой и опорой. Спросит дочка- мама не откажет, даст совет. Но все остальное нужно решать самой...
Как быстро бежит время! Позади 80-тые, вступили в свои права «лихие» 90-е…Надежда Михайловна уже сама мама. В семье подрастают сынок Миша и лапочка-дочка, Оленька. А время не убавляет ход. Ему все равно, какие сейчас времена и солнце встает на горизонте в положенное ему время.
…Раннее летнее воскресное утро. Солнце уже заглядывает в окна и заливает все своим ясным светом. Мама Надя заглядывает в спальню. Дочка Олюшка сладко спит, а детская не просто детская- это школьный кабинет. В нем все как положено. Парта, на которой лежит раскрытая тетрадь, письменный стол, на нем чего только нет: цветные карандаши, фломастеры, альбомы для рисования! Даже классный журнал. На стенах рисунки, даже «классная доска» есть, на полках поделки. Игра- дело серьезное! В ней все должно быть, как в жизни. Тем более, что Оля спит и видит себя учителем…
На календаре 2001-й год. Работы в совхозе нет, а детей нужно учить, ставить на ноги. Сын и дочь выросли, уже и им пора выбирать свой путь в жизни. Тяжело материально, тяжело во всех отношениях. «И вечный бой!..» Появилась возможность получить работу заведующей детским садом, и Надежда в очередной раз круто меняет свою жизнь. Другой профиль работы, значит, и образование нужно соответствующее. Вместе с мужем, который в это время работает мастером производственного обучения в Хмелевской средней школе, они поступают учиться в Орский пединститут. Все идет своим чередом. В семье четыре студента!
Студент Самарской железнодорожной академии Карчевский Михаил сидит на занятиях. У него сессия. Преподаватель спрашивает: «Миша, а вот твоя фамилия Карчевский…» Миша не дает договорить: «Да, да, это мои родители: Карчевские Николай Михайлович и Надежда Михайловна!» Мама филолог, а отец - студент технолого-экономического факультета. Преподаватели общие, а фамилия Карчевские в ОГТИ тогда была на слуху. Тем более, что дочь как папа тоже стала студенткой ТЭФ. Поэтому приходилось соответствовать. Чуть что не так: «А вот твои родители!..»
Пути Господни неисповедимы. В сорок лет Надежда Михайловна становится студентом филфака в институте, который когда-то окончила ее мама. Более того, узнает, что Лидия Ивановна Науменко была в числе первых выпускников пединститута им. Т.Г.Шевченко.
Совмещать работу и учебу было невероятно трудно. Но очень интересно! Четыре студента, затянув потуже пояса, штудировали горы литературы, преодолевали курс за курсом. А жизнь вносила свои коррективы. В 2006-м году в Хмелевке прекращает свою деятельность детский сад. Но видно не зря ангел уже коснулся своим крылом Надиной руки- ей предлагают работу учителя русского языка и литературы в Хмелевской средней школе. Четыре студента должны закончить свою учебу, и Надежда Михайловна опять делает очередной вираж в своей судьбе. Она становится учителем. Сама себе удивлена безмерно. Учит учеников и учится сама. Все приходит со временем: и опыт, и успехи. Говорят, что человек счастлив, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается с работы домой. Если это так, то Надежда –счастливый человек.
Надежда Михайловна пошла по стопам мамы, а дочь Ольга- по стопам отца. Она закончила учебу в Орском филиале ОГУ на Технолого-экономическом факультете, так же как и папа несколькими годами раньше получил там высшее образование. На одного педагога в семье стало больше. Исполнилось заветное желание дочери стать учителем.
…Надежда Михайловна в очередном законном отпуске. Опять лето. Опять ясное солнышко заглядывает в окно спальни. Хочется еще поспать, но голос внучки не дает досмотреть сладкий сон. «Бабуль, я уже все приготовила, когда мы начнем играть в школу!?» Импровизированный школьный класс готов принять учеников. Вставай, бабуля, игра- это дело серьезное. Неважно, что внучке еще только семь лет, и в школу она пойдет только в этом году. Кто знает, какой очередной «сюрприз» готовит судьба. Пути Господни неисповедимы. Жизнь продолжается…
[ Регистрация | Вход ]