Развитие системы независимой оценки качества способствует успехам в образовательной сфере Оренбуржья
3 апреля состоялся брифинг министра образования Оренбургской области Вячеслава Лабузова о развитии системы независимой оценки качества общего образования в регионе. По словам министра, эта тема среди прочих обсуждалась и на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования: оно состоялось в Санкт-Петербурге с 31 марта по 1 апреля. Как рассказал Вячеслав Лабузов, большое внимание на этой встрече было также уделено теме воспитательной работы и введению дополнительных мест в образовательных организациях. В обоих случаях опыт нашего региона отмечен в положительном ключе, благодаря, в частности, деятельности центра «Подросток» и строительству в предельно сжатые сроки школы в 17 микрорайоне Оренбурга.
Возвращаясь к теме брифинга, Вячеслав Лабузов отметил, что современные успехи выпускников школ Оренбуржья во многом обусловлены развитием системы независимой оценки качества образования. Тщательный контроль и своевременное выявление недостатков, по словам министра, необходимы на всех этапах образовательного процесса.
В Оренбургской области на протяжении последних лет происходит активный процесс формирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО), которая рассматривается как составная часть национальной общероссийской. Основная стратегическая цель РСОКО – достижение качества, обеспечивающего конкурентоспособность системы образования Оренбуржья на общероссийском образовательном пространстве и рынке труда.
С 2015 года утверждена региональная модель оценки качества образования, которая включает в себя государственную итоговую аттестацию обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования (ГИА-11), в форме ЕГЭ и ГВЭ; государственную итоговую аттестацию обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА-9), в форме ОГЭ и ГВЭ; региональный экзамен в форме комплексной работы для выпускников 4 классов (проводится с 2010 года); региональные экзамены по русскому языку и математике в 7, 8 классах (проводятся с 2010 года); региональный мониторинг качества образования (система диагностических работ в общеобразовательных организациях области, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, оптимизация уровня выбора экзамена по математике).
С 2015 года в рамках регионального мониторинга качества образования в общеобразовательных организациях области реализуется проект «Повышение качества математической подготовки выпускников». В том же году в двух муниципалитетах началась реализация проекта по мониторингу формирования коммуникативных компетенций обучающихся 7-8 классов по иностранным языкам. В текущем учебном году проект реализуется уже широкомасштабно.
Начиная с 2006 года, Оренбургская область принимает участие в различных исследованиях качества образования, в том числе международных (PISA – по оценке образовательных достижений учащихся, TIMSS – по оценке качества математического и естественнонаучного образования). Активная работа ведется в рамках национальных исследований качества образования (НИКО): математического, начального общего, граждановедческого, а также качества образования в сфере информационных технологий, истории и обществознания.
В 2016 году около 19 тысяч обучающихся 4-х классов принимали участие в новой процедуре оценки качества общего образования – Всероссийских проверочных работах (ВПР) по трем предметам: русскому языку, математике и окружающему миру. В ноябре 2016 года проведены ВПР по русскому языку во 2-х, 5-х классах. Результаты по всем предметам превысили средние общероссийские показатели.
Кроме того, в 2016 году проводилась независимая оценка качества образовательных услуг, которая выполнялась в форме социологического опроса (анкетирования) среди педагогических работников, родительской общественности и обучающихся. В проведенном исследовании приняли участие более 17 тысяч опрошенных из 42 муниципальных образований и 66 образовательных организаций, подведомственных министерству образования области. Средний процент удовлетворенности населения качеством услуг в сфере образования составил 85,8%.
В 2016-2017 учебном году ВПР проводятся для учащихся 4-х классов в штатном режиме. В режиме апробации в них примут участие все выпускники 5-х и 11-х классов. Отвечая на вопрос журналистов, министр отметил, что ВПР в 11 классах не влекут дополнительной нагрузки, так как они заменяют традиционные контрольные работы по предметам. По поводу отмены регионального экзамена в четвертом классе Вячеслав Лабузов сказал: – Это сделано в связи с проведением в 2016-2017 учебном году Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4 классов для снижения нагрузки на выпускников начальной школы. Для обучающихся 7, 8 классов региональные экзамены пройдут в соответствии с ранее утвержденным графиком. Результаты ВПР никак не отразятся на текущей успеваемости, а также не повлекут за собой никаких административных последствий для обучающихся.
Министр образования Оренбургской области рассказал также о технических нововведениях, призванных повысить объективность оценочных процедур. В рамках реализации областной государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы предусмотрены дополнительные меры по развитию технологического обеспечения процедур оценки качества образования, по повышению скорости обработки экзаменационных материалов, оснащенности пунктов приемки экзаменов оборудованием печати контрольных измерительных материалов, сканирования экзаменационных материалов. Дополнительное внимание будет уделено и информационно-методическому сопровождению оценочных процедур. На эти цели в областном бюджете в 2017 году предусмотрено свыше пяти миллионов рублей, доля софинансирования из федерального бюджета превысит 11 миллионов. В настоящее время ведется разработка документации для организации закупок и участия в аукционах, формируются оценочные материалы и планы курсовой подготовки.
Независимая оценка качества образования в Оренбургской области, как подчеркнул министр, проводится в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». С ноября 2014 года действует Общественный совет при министерстве образования Оренбургской области, в задачи которого входит проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций нашего региона, развитие форм участия общественности в управлении образованием и повышении его качества, содействие открытости и публичности. Совет состоит из 7 человек. Все члены – независимые компетентные специалисты общественных организаций. Региональным оператором, осуществляющим мероприятия по оценке качества деятельности организаций образовательной сферы, является Региональный центр развития образования Оренбургской области.
На заседании в январе текущего года Общественным советом определен перечень образовательных организаций, в отношении которых будет проводиться в 2017 году независимая оценка качества предоставляемых услуг.
Министр также ответил на ряд других вопросов журналистов.
[ Регистрация | Вход ]